Сегодня мне хочется рассмотреть, как мы используем стихи при подготовке и проведении праздника. Сначала я опишу наиболее распространенные. А затем, что еще можно сделать из стихотворения, чтобы это был самостоятельный и оригинальный номер на празднике, концерте, любом массовом мероприятии.
Идеи использования стихотворения на празднике
Стихотворения в качестве приветствия Здесь у нас стихотворение открывает праздник. В начале мероприятия зрителям обязательно нужно сказать несколько слов, в качестве приветствия. Поприветствовать, сказать несколько слов о чем будет мероприятие (зрители конечно же и так знают, раз пришли, но все равно это нужно сделать), пожелать хорошего настроения, получение удовольствия от праздника. В общем, мы устанавливаем контакт со зрителем. Можно все это сказать своими словами, а можно в стихотворной форме, и это будет звучать гораздо лучше и оригинальнее. В целом более гармонично. И чем крупнее праздник, тем предпочтительнее использовать стихотворение в качестве приветствия. Стихотворения для приветствия обычно сочиняются специально для каждого мероприятия. Готовых очень мало, или они не совсем подходят и тогда их нужно переделать, подогнать под те слова, что нам нужны.
Стихотворение в качестве связки между номерами Очень распространенный прием. Допустим, у нас идет концерт, и для того, чтобы добавить разнообразия, украсить его мы между песнями проговариваем несколько строк. Обычно это четверостишие или чуть –чуть больше. Здесь стихотворение не выступает самостоятельным номером, оно служит связкой, дополнением к основному номеру: к песне, танцу, театрализованное постановке. И поэтому ведущий его просто выразительно произносит. Главное требование к стихотворению здесь – это подобрать так, чтобы оно максимально точно раскрывало основной номер. Здесь можно использовать и готовые стихи, любые, но нужно их пересмотреть в огромном количестве, чтобы найти то, что вам нужно. Объем работы большой.
Подсказка: если вы занимаетесь проведением и подготовкой праздничных мероприятий – составьте картотеку стихов и постепенно ее наполняйте, по мере проведения праздников.
Выразительное чтение стихотворения в качестве самостоятельного номера на празднике Тоже применяется очень часто. Выглядит примерно так: или один человек выразительно рассказывает стихотворение, или несколько, обычно это группа детей. Здесь главное требование — это суметь рассказать стихотворение так, чтобы увлечь зрителя, чтобы, когда вы рассказываете, он видел не вас, а те образы, о которых вы говорите. Это самая сложная постановка номера на основе стихотворения. Здесь все зависит от рассказчика, и если он будет торопиться, заикаться, волноваться, то образ не возникнет, и зритель будет видеть перед собой участника праздника и все.
Когда выступает группа детей, то здесь это не принципиально, потому что дети маленькие, миленькие, на них приятно любоваться, а то, что они еще и что-то произносят вообще вызывает умиление, особенно у их родителей.
Можно рассказывать стихотворение на фоне, тихо звучащей музыки. Музыка усилит образ, и тогда и участнику легче рассказывать, и зрителям интереснее.
Театрализованная постановка стихотворения Берется стихотворение с интересным сюжетом и на его основе ставятся действия и произносятся слова из стихотворения. Это основной принцип.
А сейчас мне хочется в качестве примера привести номера, которые были посвящены празднованию 70-летия войны, и они меня зацепили.
Девочка рассказывала, что пишет отцу письмо на войну – это сюжет стихотворения. Вынесли на сцену табуретку, на ней клочок бумаги, свечка, вышла девочка, в платочке, одетая в юбочку и кофточку тех лет. Села. Когда она вспоминала отца или разговаривала с ним мысленно, то смотрела вверх, потом она писала письмо и поэтому наклонялась и водила рукой, рассказывая в это время стихотворение. На сцене был полумрак. Смотрится интересно.
Зазвучала веселая музыка, выскочила девушка и стала танцевать, примерно 1 минуту, может меньше, затем зазвучала сирена, она стала испуганно оглядываться, забегала по сцене, на нее накинули пальтишко, прозвучал голос из динамиков:» Началась война, началась война», и затем она стала читать стихотворение.
Зазвучала музыка, на сцену вышли 3 девочки, в военных гимнастерках, 2 с одной стороны, 1 с другой. В руках сразу были микрофоны, шли медленно. Рассказывали стихотворение про батарею женскую. В стихотворении много прямой речи и девочки реплики говорили по очереди. Звучало красиво. Создалось ощущение, что ты видишь фильм, а это кадр из фильма.
Еще один оригинальный номер – зазвучала музыка и девочка начала петь, пропела куплет, а затем на фоне музыки пошло стихотворение. Мелодия была не одна и та же, а смешанная.
Еще понравился мальчик. Вышел в одежде ярмарочного торговца, на шее висела подносик расписной, на котором лежали товары. И он рассказывал стихотворение и предлагал товары, это все по сюжету, конечно, шло. Номер смотрелся ярко и интересно.
В принципе интересные номера описала все. Если вспомню, то допишу обязательно.
Что у этих номеров общего – они все с элементами театрализации. И детям так легче выступать, им тоже нужно войти в образ, и зрителю интересно смотреть. Нужно искать интересное стихотворение, расписывать сюжет и ставить его.
Какой плюс у этих номеров? Меньше видны погрешности, даже если ты начинаешь волноваться, где музыка, где движение по сюжету, это скроют. Минусы тоже есть – больше подготовки, но номер этого стоит.
Какой вывод хочется сделать. Не стоит бояться использовать стихотворения при проведении праздника. Стоит только приложить немного фантазии и все получится. Всем удачи.
Лариса Галаган